Опубликованный в начале двадцатого века роман Сологуба «Мелкий бес», разошёлся беспрецедентным в те времена и для подобной прозы тиражом в десять тысяч экземпляров. История умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова стала и диагнозом времени, и его символом. «Мелкий бес» завершает классическую русскую прозу, а его главный герой Передонов — зловещая и местами гротесково-карикатурная помесь десятка героев большой русской литературы от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Популярность романа была такова, что в обиход вошло понятие «передоновщина».
Пьеса «Тварь» была написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, в канун нового тысячелетия, почти сто лет спустя после сочинения романа.
Передонов по поводу и без «припадающий» к великой русской литературе, цитирующий Державина, Пушкина, Достоевского на всякое свое безобразие — как образ нашего во многом манипулятивного отношения к русской классике, которой иной раз прикрывают неблаговидные поступки и намерения.
Валерий Семеновский написал в предисловии к своей пьесе: «Безумие охватывает всех. Потому что «передоновское» правило — в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность — здесь норма общей жизни, её органика. Здесь ничего не стоит и Пушкина воспеть, и в вечность плюнуть. На одном дыхании».
Режиссёр Никита Кобелев: «На мой взгляд, в этой пьесе есть столкновение очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей пьесы, которые этим самым каноном оправдывают свои действия. Меня интересует насколько классика нас действительно защищает и спасает сегодня или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций».
Для Никиты Кобелева «Тварь» — первая работа в Александринском театре. В 2011 Кобелев закончил режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская О.Л. Кудряшова). С 2012 по 2019 год работал штатным режиссёром-постановщиком в Театре им. Вл. Маяковского. С 2017 по 2021 год был педагогом Мастерской Миндаугаса Карбаускиса на актёрском факультете РАТИ-ГИТИСа. В его творческой биографии и спектакли, основанные на классической и современной русской литературе («Обыкновенная история» по роману И. Гончарова, «Кампанила Св. Марка» по роману М. Шишкина), и по драматургии — по пьесам Брехта, Горенштейна, Петрушевской и Богославского. Только в Театре им. Вл. Маяковского режиссёр поставил более десяти спектаклей. Ставил в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии и Эстонии.
Постановочная команда премьеры: художник-сценограф Михаил Краменко (главный художник театра «Гешер»), художник по костюмам Марина Бусыгина, видеохудожник Илья Старилов, художник по свету Андрей Абрамов, хореограф Катерина Незванова, выпускающий продюсер Юлия Митителу.
Творческая группа спектакля:
Режиссёр Виктор Рыжаков
Художник Михаил Краменко
Художник по костюмам Марина Бусыгина
Видеохудожник Илья Старилов
Художник по свету Андрей Абрамов
Хореограф Катерина Незванова
Выпускающий продюсер Юлия Митителу
Ассистент режиссёра Андрей Матюков
Помощники режиссёра София Матвеева
Звукорежиссёры Леонид Грищенко, Эльдар Зайнуллин
Действующие лица и исполнители:
Ардальон Передонов, учитель словесности Иван Ефремов
Варвара, его сожительница Янина Лакоба
Павлушка, учитель физкультуры Николай Белин
Николай Рутилов, учитель музыки Степан Балакшин
Юлия, жена Рутилова Анна Селедец
Антоша, их сын Виталий Сазонов
Людмила, сестра Рутилова Анастасия Пантелеева
Валерия, сестра Рутилова Любовь Штарк / Анастасия Гребенчук
Дарья, сестра Рутилова Анна Степанова
Коковкина, добродетельная женщина Мария Кузнецова
Саша Пыльников, сирота Владимир Маликов
Директор гимназии Андрей Матюков
Его Превосходительство Пётр Семак / Сергей Мардарь
Доктор Сергей Еликов