ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ:Фарфоровые шедевры Музея Фаберже и культура Российской империи

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ:Фарфоровые шедевры Музея Фаберже и культура Российской империи

Образование • 0+
Стоимость билетов
1000 - 1000 ₽
Купить билет

В ноябре 2024 года в Музее Фаберже пройдёт цикл лекций, посвящённый истории русского фарфора, российским царским сервизам и коллекциям фарфоровых предметов. О них расскажет кандидат искусствоведения; хранитель императорского
фарфора, ведущий научный сотрудник и учёный секретарь Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Ирина Радиковна Багдасарова. Цикл приурочен к открытию новой экспозиции в Терракотовом зале Музея Фаберже, где показан исторический фарфор XVIII - начала ХХ веков из собрания музея.

Продолжительность каждой лекции - 1,5 часа.

Лекция 1: Фарфор в дворцовых кладовых. Парадные трапезы XVIII – начала XX века. 07 ноября, 2024 в 18.30

Парадные трапезы рассматриваются как особое церемониальное явление при Российском императорском дворе. В XVIII веке была принята «французская» сервировка, при которой к восторгу сотрапезников блюда выставлялись одновременно в роскошной посуде. В XIX столетии утвердилась рациональная «русская» сервировка с вниманием к персональному куверту и (фр. couvert – покрытый). В разные времена антураж банкетов дополняли настольные украшения, скатерти и салфетки, ливрейные костюмы, особый дизайн сервировки и пышная обстановка залов.

Поначалу в Зимний дворец и дворцы петербургской знати поступали сервизы европейских производств. С основанием в Петербурге в 1744 году Императорского фарфорового завода, Сервизные кладовые комплектуются отечественными изделиями. Формы и декор сервизов, как и характер застолий, меняются во времени в зависимости от вкусов владельцев, стилей и направлений в искусстве, тематики трапез и дипломатических миссий.

О создании художественных ансамблей и выдающихся сервизах XVIII – начала XX века, позабытых посудных формах, ритуалах и тонкостях проведения дворцовых расскажет Хранитель Государственного Эрмитажа Ирина Багдасарова. Гостям предоставляется возможность соприкоснуться с предметами художественного фарфора из коллекции Музея Фаберже, в том числе столовыми и десертными императорскими сервизами, среди которых Рафаэлевский сервиз, созданный по мотивам знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватикане.


Лекция 2: Русский стиль в искусстве фарфора. Императорский завод и частные производства. 14 ноября, 2024 в 18.30

«Русский стиль» наиболее ярко отразился в искусстве фарфора. В XVIII веке данный контекст можно рассматривать на примере геральдических художеств и связанных с ними русских Орденских сервизов, украшенных изображениями орденских знаков, звезд и лент – это Андреевский, Георгиевский, Александровский, Владимирский сервизы.

«Русский стиль» как художественное направление историзма, обращенного к искусству прошлых веков, получило расцвет в эпоху правления Николая I. На Императорском фарфоровом заводе в Петербурге это направление отчетливо выразилось в формах, пластическом и живописном декоре сервизов и ваз второй четверти XIX века, которые предназначались для представителей Дома Романовых. Национальные мотивы подхватили частные фарфоровые производства России, среди которых наиболее выразительно выступил петербургский завод братьев Корниловых. К сотрудничеству были приглашены такие известные художники как Елизавета Бём, Иван Билибин, Николай Каразин, Иван Гальнбек.

О традициях «русского стиля» в отечественном фарфоре расскажет Хранитель Государственного Эрмитажа Ирина Багдасарова, в том числе предлагая обсудить детали подлинности и качества старинных вещей, историко-культурную ценность произведений искусства. Гостям будут представляться произведения из коллекции Музея Фаберже. Так, с XVIII столетием связаны предметы Орденских сервизов; среди раритетов XIX века выделяется Кремлевский сервиз – самый яркий фарфоровый ансамбль, созданный на петербургском производстве по проекту Фёдора Солнцева.

Лекция 3: Исторический фарфор и коллекционирование. Опыт эксперта. 21 ноября, 2024 в 18.30.

Коллекционирование фарфора является приоритетом в области собирательства предметов мирового искусства. Это направление требует определенных знаний истории и технологии производств, художественных стилей и направлений. Вместе с Хранителем Государственного Эрмитажа Ириной Багдасаровой будем говорить о том, как произведения из фарфора приобретают ранг «коллекционной вещи». Чтобы проследить историю, заглянем в сокровищницы европейских монархов, кунсткамеры и фарфоровые кабинеты XVIII века. Узнаем, почему в разные времена комплектование коллекций следовало разным целям: почти ритуальному накоплению богатства; требованиям страсти, моды, престижа; соображениям просвещенных умов; расчетливым взглядам и выгодным сделкам.

Специалист расскажет также о сложившихся принципах музейного и частного коллекционирования фарфора, методах обработки собраний и публикаций предметов. Перед гостями откроется «музейное закулисье»: работа с недоступными собраниями. Подробно остановимся на таких высококачественных частных коллекциях фарфора как собрание Владимира Царенкова, Михаила Карисалова, Екатерины Бородиной. С точки зрения эксперта, оценки качества и подлинности изделий, рассмотрим избранные предметы Российских императоров XVIII – начала XX века в собрании Музея Фаберже, лучшие из которых в настоящее время демонстрируются в новой постоянной экспозиции, открытой в Терракотовом зале осенью 2024 года.

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-10016845-2", "renderTo": "yandex_rtb_R-A-10016845-2" }) })
window.yaContextCb=window.yaContextCb||[] window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ "blockId": "R-A-7628479-2", "type": "floorAd", "platform": "touch" }) })